Уроки Dreamweaver


Ограничения HTML

Так в чем же ограничивает нас HTML? Зачем понадобилось придумывать еще один язык? Нельзя ли обойтись без него?

В общем, можно. Обходились же мы на протяжении целых одиннадцати глав обычным HTML, и ничего! Но дело в том, что странички-то мы делали неинтерактивные, т. е. не взаимодействующие с пользователем, не меняющие свое содержимое в ответ на его действия. Для таких страниц хватит и "чистого" HTML. А как только вы захотите "научить" страницу взаимодействовать с пользователем, т. е. сделать интерактивной, вы сразу упретесь в непреодолимую стену.

А все потому, что HTML не позволяет задать поведение страницы в ответ, скажем, на щелчок мыши по одному из ее элементов. С его помощью задается только ее внешний вид. И этим он в корне отличается от "классических" языков программирования, описывающих как раз поведение.

Собственно, HTML — и не язык программирования, а язык описания Web-страниц — и не более. Он описывает, как должна выглядеть информация в окне Web-обозревателя, только и всего. Причем, этот внешний вид жестко стандартизирован; Web-дизайнер, как вы уже поняли, значительно сильнее ограничен в своих возможностях, чем дизайнер-полиграфист. Особых вольностей на Web-страницах он не сделает. (Фреймы, таблицы разметки и каскадные таблицы стилей CSS снимают многие ограничения, но не все.)

Конечно, такие ограничения обусловлены благой целью — обеспечением совместимости и единообразия внешнего вида страниц на любой компьютерной платформе. Но кому нужна совместимость такой ценой!

Вы можете сказать, что любая Web-страница и так йвляется интерактивной, т. к. реагирует на щелчки по гиперссылкам. Но это не интерактивность, а стандартное поведение, заданное HTML. Интерактивность - это когда в ответ на перемещение курсора мыши за ним "бежит" картинка, когда при щелчке на фотографии внизу появляется ее описание, когда прямо на страничке "тикают" цифровые часы. Вот это настоящая интерактивность: в первом и втором случаях страница реагирует на действия пользователя, а в третьем — на события внешней среды. (Здесь под внешней средой подразумевается операционная система; работающий в ней системный таймер заставляет идти нарисованные часы.) И обычный HTML не может ее обеспечить.

Чтобы преодолеть этот недостаток "чистого" HTML, были придуманы два пути.

Первый путь — это специальные, как правило, нестандартные, "фирменные", теги, расширяющие возможности языка. В подавляющем большинстве случаев они добавляют Web-страницам интерактивные возможности. Например, нестандартный парный тег <MARQUEE>. . .</MARQUEE>, поддерживаемый Internet Explorer, позволяет создать на странице "прокручивающийся" текст. Но, согласитесь, эти расширения ограничивают Web-дизайнера теми возможностями, что вложили в них разработчики Web-обозревателя. И вы не сможете заставить текст в элементе <MARQUEE> не прокручиваться, а последовательно менять цвета — разработчики Internet Explorer этого не предусмотрели.

Мы хотим сами задавать поведение элементов страниц в ответ на действия пользователя. Мы хотим сами контролировать их поведение, держать все нити управления в своих руках. HTML их нам предоставить не может; ограничения, обусловленные самой его природой, — стена, преодолеть которую невозможно. Однако, если стену нельзя перепрыгнуть, ее можно обойти. Так мы и сделаем.