Архив статей

Все статьи из текущего раздела

Хакеры 80-х

Поколение романтиков


Из-за своего размера и космической цены компьютеры долгое время были недоступны простым смертным. Компанию IBM, владевшую в 50-х годах 95% всего компьютерного рынка, вполне устраивали многомиллионные продажи и правительственная клиентура. Поэтому ее руководство даже не пыталось начать разработки домашних машин. Первые попытки сделать что-либо подобное начала фирма "Digital Equipment", собиравшая намного более компактные и удобные компьютеры, цена которых была в десятки раз меньше, чем на гиганты IBM. Но только в середине 70-х на прилавках стали появляться настоящие персоналки. Небольшие и маломощные, но уже доступные, они привлекли внимание молодых ребят и открыли им дорогу в новый мир.

<Компьютер на Рождество>

Для большинства людей конца 70-х компьютеры были вещью далекой и непонятной. О них писала пресса, их показывали по телевизору, но информация эта была еще очень скупой. Одно казалось очевидным - компьютерная индустрия представляла собой едва ли не самую перспективную область развития. И дальновидные родители, заботясь о будущей карьере своих отпрысков, покупали им первые Atari, Commodor`ы и Apple в подарок на Рождество. В коробке помимо самого компьютера поставлялась скромная инструкция по эксплуатации, а иногда и брошюра с описанием языка Бейсик. В те далекие дни специализированной литературы в магазинах не было, и тем, у кого в руках оказывалось это чудо, приходилось разбираться во всем самостоятельно. Конечно, первое, чем занимались счастливые обладатели 8-битной персоналки - играли в игрушки (преимущественно текстовые адвенчуры). Но игры делались небольшими, да и особой распространенности еще не получили. Поэтому, пройдя первую, вторую, третью, игроман начинал задумываться, что же еще умеют эти машины. И потихоньку втягивался в программирование.

Далеко не всем повезло с проницательными родителями. Многие открывали для себя компьютер самостоятельно, благодаря увлечению электроникой или после прочтения статей в технических журналах. В то время как компьютерные компании вкладывали тысячи долларов в разработку своих будущих хитов, рядом всегда находились умельцы, изготовлявшие компьютеры своими силами. Диод за диодом они собирали свои подделки, напоминавшие компьютеры, и отправляли их схемы в редакции подходящих изданий. Некоторые шли дальше и организовывали свой маленький бизнес, продвигая на рынок своеобразные конструкторы - наборы запчастей со схемой сборки, из которых можно было собрать вполне работоспособную персоналку. Стоили такие коробочки всего сто долларов, что было на порядок доступнее готовой продукции (компьютер Apple][, например, поставлялся по цене 1298 долларов).

Еще одним из путей, приводивших молодых ребят в мир компьютеров, стали первые компьютерные клубы. В конце 70-х компьютерщики-энтузиасты создали в Америке немало таких заведений. Чаще всего клуб представлял собой небольшое подвальное помещение, захламленное всевозможными радиодеталями, в центре которого находилось несколько самодельных персоналок. Поработать на них разрешалось любому желающему, хозяева даже развешивали объявления, приглашая разделить с ними увлечение компьютерами. Для многих такие заведения стали отдушиной, местом, где можно и потусоваться с ровесниками, и с головой уйти в освоение этих привлекательных машин.

Военные Игры

Несмотря на то, что компьютер представлял собой бескрайнее поле для изучения и затягивал тем сильнее, чем больше о нем удавалось узнать, для полного счастья чего-то не хватало. Не новых игрушек, не более мощных железок - общения. Компьютерщики были продвинутой, но пока еще очень немногочисленной культурой. И найти братьев по разуму, с которыми можно обсудить ту или иную игрушку или с гордостью поделиться своей программой, становилось реальной проблемой. Поэтому, узнав о модеме и BBS, ребята прикладывали все усилия, чтобы получить столь желанную вещь. Цена, правда, кусалась - самый простой акустический модем на 300 бод стоил в районе $300, но новые возможности окупали эти деньги с лихвой.

Даже при наличии модема найти телефоны BBS’ок было не так-то легко. Чаще всего заветные номера находились на дисках с коммерческим ПО. Продавцы, торгующие программами, обычно были постоянными посетителями досок и распространяли таким образом информацию. Достав один номер, узнать другие уже не составляло труда - сисопы практически всегда оставляли ссылки на дружественные борды.

Парни, которые с энтузиазмом углублялись в компьютерные дебри, были интеллектуальными, любознательными личностями. Стараясь узнать о предмете своего увлечения как можно больше, они искали новые источники информации. И так как книжные магазины не могли предложить ничего полезного, они обращали внимание на корпоративные серверы, закрытые для посторонних. Где-то внутри этих мощных машин лежали ответы на многочисленные вопросы. Предназначенные исключительно для технического персонала, закрытые на замок от простых людей. Постоянные участники BBS не могли с этим смириться.

В 1983 г. в кинотеатрах Америки состоялась премьера нового фильма "WarGames". Эта картина вызвала бурный всплеск эмоций у общественности и открыла миру глаза на новое явление под названием хакерство. Фильм рассказывал про молодого паренька по имени Дэвид, который с помощью своего домашнего компьютера проник в военную систему N.O.R.A.D. и получил доступ к управлению ядерными боеголовками. Считая, что он обнаружил новую компьютерную игрушку, Дэвид (Мэтью Бродерик) чуть было не развязал третью мировую войну. Но образ главного героя не был криминальным. Авторы изобразили романтического странника в компьютерных сетях, свободно блуждающего по серверам крупнейших корпораций и секретным объектам военных, хакера, для которого не было преград. Простые люди, уверенные в том, что "Большой Брат" держит технологии в железном кулаке, увидели, с какой легкостью обычный тинейджер может посягнуть на государственные тайны, и какой властью могут обладать компьютерные взломщики. Для молодых ребят, увлеченных компьютерами, этот фильм стал откровением и переломным моментом в жизни. Впоследствии многие хакеры, ставшие элитой компьютерного андеграунда, скажут, что именно "WarGames" вдохновил их на изучение компьютерной безопасности.

Сетевые просторы>

Это было время, когда коммерческие организации только-только приступили к освоению компьютерных просторов. Вопрос безопасности стоял не столь актуально, как удобство системы для неподготовленных пользователей, и компании сводили все ограничения к разумному минимуму. Сами юзеры тоже не заморачивались сложными комбинациями, предпочитая ставить себе одинаковые логин и пароль (часто это был риалнейм). Начинающему хакеру оставалось только узнать телефон (компании публиковали его в своих рекламных брошюрах) и, набравшись терпения, начать перебор. Рано или поздно взломщик проникал в систему, тут-то и начиналось самое интересное. Узнать, какая операционка установлена на удаленном хосте, неопытному взломщику было не так легко, и из-за отсутствия информации ему приходилось снова заниматься перебором. Только теперь уже команд. Методом проб и ошибок, переборов и интуитивных нажатий, познавались новые истины, повышалась квалификация.

В то время как администраторы и компьютерные эксперты обменивались документацией и своими находками по сети ARPAnet, хакеры делились результатами исследований на андеграундных BBS. Для новичка это была школа жизни и этических норм. Место, где ты всегда мог получить ответ на свой вопрос - авторитетные гуру с удовольствием консультировали менее опытных коллег. Когда речь заходила о серьезных знаниях, хакеры нередко осуществляли натуральный обмен. Например, один специализировался на операционной системе TOPS-10, другой хорошо разбирался в архитектуре сетей DECNET, обмен информацией расширял возможности каждого. Общение на BBS доставляло удовольствие и являлось неотъемлемой частью уже сформировавшегося хакерского сообщества, но без практики все полученные знания не стоили ни гроша. Как только наступала ночь, хакеры садились за свои персоналки и приступали к исследованию удаленных компьютерных систем. "Кто владеет информацией, тот владеет миром" - для хакеров эта фраза стала своего рода девизом. И чем менее доступной была информация, тем больше удовольствия получал взломщик от ее добычи.

Обычно для проведения взлома использовались компьютеры-посредники - мощные серверы, предоставлявшие разные коммерческие услуги. Компании, владеющие этими машинами, можно назвать прародителями первых интернет-провайдеров. Любой желающий, внеся ежемесячную плату (баксов 50), мог получить аккаунт и использовать его для электронной переписки, чата или просмотра публичных баз данных. Юзерские логины имели много ограничений, но если удавалось захватить высокопривилегированный аккаунт, появлялось много дополнительных возможностей, от выхода в ARPAnet до полного контролирования системы. Хакер использовал свою домашнюю персоналку как терминал и, удаленно управляя "посредником", проникал через него в намеченную систему. А когда администратор, обнаружив вторжение, пытался выйти на след, размотанная цепочка приводила к коммерческому мейнфрейму, которым пользовались сотни людей. Каждый уважающий себя хакер имел как минимум один аккаунт (обычно созданный на себя с захваченного рута) в подобных системах, и часто эти компьютеры становились местом встречи и риалтаймового общения опытных взломщиков.

Хакеры, доверяющие друг другу, часто объединялись в группы. Члены одной команды всегда могли рассчитывать на своих товарищей, а совместными усилиями покорение компьютерных систем давалось легче и эффективнее. Одной из самых известных первых хакерских групп была "414" (название взято из кода зоны Висконсина, где жили все ее члены). В 1982 г. шестерым ребятам из этой банды, которым не было еще и 18, удалось за 9 дней проникнуть на 60 компьютеров самых разных организаций. В числе их жертв были Центр по изучению раковых болезней, военная база Лос Аламос, институт Беркли и многие другие коммерческие и правительственные серверы. Когда через несколько месяцев их поймали, и инцидент выплыл наружу, десятки газет посчитали своим долгом сообщить об этом читателям. Пресса окрестила этот случай "Nine days wonder" (девятидневное чудо) и положила начало долгой компании под лозунгом "Хакеры - угроза всеобщему миру и спокойствию".